Мартовский дивертисмент

Когда не тянет на прекрасное высокое,
к тому же, нестерпимо тянет от него
высокомерным, затхлым запашком.
А утро марта сочно брызжет соками
оранжевыми, жёлтыми, легко
рехнуться и растаять, словно ком

из снега серого. Весёлыми детишками
он слеплен был. Родится ль снеговик,
смеясь иронии тепла, его любви?
Нет. Не успеет. Шалыми мыслишками
детишки отвлекутся. Се ля ви…
Грей, солнце, грей! Лучом рассудок рви!

Пусть пальчики бродом ходят
по талому дистилляту.
Кораблики в хороводе-
водовороте под клятую
птичью песенку в пляс
на фоне грачиных ряс…

Пусть рвёт изумлённые связки
пернатая злая свора,
как будто бы по указке
природы дразня нас. Скоро
мы точно сойдём с ума.
И это нежданно весьма:

замёрзли, привыкли. Холод
полгода играл на трубах
дымящее гарью соло.
Сегодня же солнце в губы
целует. Для нас тепло,
что райский запретный плод.

Вкусили. Проснулись. Змеи
ручьёв соблазняют Север.
И он устоять не смеет —
ему об Адаме и Еве
неведомо. Он и сам,
что библия небесам…

Комментарии   

 
#1 Борис Божков 31.12.2014 19:28
Я бы первые два катрена так разбил:

Когда не тянет на прекрасное высокое,
к тому же, нестерпимо тянет от него
высокомерным, затхлым запашком.
А утро марта сочно брызжет
соками — оранжевыми, жёлтыми,
легко рехнуться и растаять,
словно ком из снега серого.

Весёлыми детишками он слеплен был.
Родится ль снеговик,
смеясь иронии тепла, его любви?
Нет. Не успеет.
Шалыми мыслишками детишки отвлекутся.
Се ля ви…
Грей, солнце, грей!
Лучом рассудок рви!
 
 
#2 Вадим Мурманов 06.01.2015 15:37
В принципе, Борис, в этом есть смысл - так легче считываются смысловые элементы.
Но я всё-таки акцентирую внимание на нестандартной схеме рифмовки в этих частях. При другой разбивке и при переходе этих рифм "вглубь" строк рифмы могут просто не сработать...

Через годик-другой ещё раз взгляну на стишок. Тогда для меня ясней будет, как поступить.
 
 
#3 Борис Божков 06.01.2015 17:24
Так это ж очень личное дело, как разбивать. Просто сейчас многие авторы увлекаются «нестандартной разбивкой» и получается очень по-разному — у одних отлично, а у других — полное говно — просто портят неплохие стихи. Но тем не менее — тема актуальная.
 
 
#4 Вадим Мурманов 06.01.2015 18:49
Нестандартная разбивка нужна для акцентирования - либо ритмического, либо смыслового. Если говорить про ритмический акцент, то понятно, почему она уместна в вольном стихи или верлибре, но кажется ненужной в традиционном стихе с постоянной ритмикой.
А по поводу акцентирования мысли - очевидно, что чем банальнее мысль, тем более неуместно её выделение)

Кстати, ещё одно применение этого приёма - попытка показать, как стихо писалось автором. Я бы назвал это техническим эксгибиционизмом)
 
 
#5 Борис Божков 06.01.2015 19:35
Цитирую Вадим Мурманов:
Кстати, ещё одно применение этого приёма - попытка показать, как стихо писалось автором. Я бы назвал это техническим эксгибиционизмом)

Готов поговорить об этом, но с примерами. Покажи, о чём ты?
 
 
#6 Вадим Мурманов 08.01.2015 12:30
Два примера навскидку:

litcult.ru/lyrics/29750

www.alma-nah.com/2012-04-21-09-41-59/works/2012-04-24-14-51-33/4555-pod-cheshujoj

В первом случае, как заметил один из комментаторов, ничего бы не изменилось, если бы автор воспользовался обычным построением. Зато видно, как создавалось стихо.
То же самое со вторым примером, в котором разбивка необходима была только в одном моменте - шку-Ру-шится. Зато опять же наглядно показано, как писалась вещь.

В принципе, в таком типе литературного извращения нет ничего дурного - переживают обычно лишь члены гринписа (ибо рассечение текста не способствует экономии места-бумаги-берёзок). Вопрос о бессмысленности этого приёма сам по себе не имеет смысла. Ибо обязательно найдётся читатель, способный найти в этом особое сакраментальное значение вроде совпадения душевных волн, слияния либидных эфиров и нахождения брата по разуму с родной Альфа-Центавры)

Вот, кстати, лучший пример нестандартной обоснованной разбивки, который я знаю:

УРОКИ ИСТОРИИ

Зимние сны,
размытые,
стертые и неясные,
словно древние письмена,
смутные и расплывчатые,
как смутные времена,
длинные,
бесконечно долгие,
как столетние войны.

(Зимние сны,
они почему-то
не так чисты и ясны,
как легкие
сновиденья весны,
полные света,
солнца,
голубизны.)

Зимние сны,
туманные,
темные, как темница,
как бунт,
как придворный заговор,
с удушеньем,
с горячими пятнами крови,
с плачем невинных младенцев.

Зимние сны,
томительные,
мучительные и тягостные,
отрешенно мерцающие,
как молебственная свеча,
зыбкие,
словно сотканные из паутины,
тяжелые,
как топор палача,
острые,
как нож гильотины.

Зимние сны,
запутанные,
неизъяснимо причудливые,
со смешеньем времен и племен,
с Наполеоном,
Нероном,
горящим Римом,
и —
на пространстве необозримом —
отзвуками
нестихающего сраженья.

Зимние сны,
нечеткие изображенья,
странно перемежаемые
латинскими изреченьями
типа —
жизнь коротка,
а искусство вечно.


Это из Левитанского. Стихотворение-парцелляция.
 
 
#7 Борис Божков 08.01.2015 15:47
Чотто ты, по-моему, выдумываешь. Ну не вижу я здесь процесса создания стихотворения, хоть убей.
Я, кстати, иногда, редко, правда, тоже так делаю — «нестандартно» разбиваю строчки, но делаю это всегда только после того, как текст уже совершенно готов — для расстановки акцентов, для обозначения смысловых и интонационных пауз, например.
Был у меня такой стешог —

Я не
настоящий.
Дурилка картонный.
Посылка на ящик
твой электронный —
с бантиком белым
на скорую руку.
А в общем и целом —
хорошая штука —
любим — во сне,
просыпаемся — пусто.
Ну чем это не
настоящее чувство?

Хороший, плохой, дело десятое, но там выделение «Я не» в отдельную строку обосновано именно необходимостью паузы в этом месте, чтобы не читалось как «Я ненастоящий».
 
 
#8 Вадим Мурманов 28.01.2015 08:55
Пардон, Борис - опять оповещалку не включил, проворонил ответ.

Чотто ты, по-моему, выдумываешь. Ну не вижу я здесь процесса создания стихотворения, хоть убей.

Тут дело вот в чём - некоторые вещи пишутся долго, до нескольких лет, а то и всю жизнь. Иные - реактивно, за несколько минут/часов. И во втором случае стих волей-неволей представляет из себя поток сознания, даже если построен технически складно. И в нём можно подчеркнуть то, на чём автор подсознательно (иногда сознательно) акцентирует внимание, где слегка протормаживает, останавливается. Это я и имею в виду.

В твоём стихе - да, выделение в отдельную строку обосновано. Это и есть ритмический акцент, который по совместительству является и смысловым.
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.